Преимущества системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая по решению правительства стала обязательной к установке на все новые автомобили, что выпускаются или ввозятся на территорию России, уже успели оценить многие автолюбители. Однако если ее внедрение на относительно массовые модели в целом произошло безболезненно и не потребовало серьезных финансовых затрат от производителей, экспортеров и покупателей автомобилей, то в случае с брендами класса люкс (Ferrari, Lamborghini и так далее) внедрение ЭРА-ГЛОНАСС идет не так гладко.
Основная проблема, препятствующая внедрению системы безопасности на автомобили люкс-сегмента, заключается в том, что в настоящее время в соответствии с техническим регламентом для сертификации модели необходимо проводить два краш-теста. И если для поставщиков массовых автомобилей низшей и средней ценовой категории подобные затраты вполне приемлемы, то для импортеров автомобилей класса люкс, которые зачастую за год продают в лучшем случае пару десятков сверхдорогих моделей, испытания оказываются неоправданно дорогими.
Естественно, что импортеры, специализирующиеся на продажах малых партий сверхдорогих автомобилей, обратились в Минпромторг с просьбой исключить автомобили класса люкс от установки системы ЭРА-ГЛОНАСС, однако в профильном министерстве это предложение не поддержали. Не помогло импортерам даже то, что еще в январе 2016 года Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу дополнительно проработать вопрос о внесении необходимых поправок в технический регламент.
Причина, по которой Минпромторг не пошел навстречу импортерам Aston Martin, Rolls-Royce, Tesla и других люксовых брендов, заключается в следующем. Чиновники посчитали, что подобного рода исключения могут привести к массовому попаданию на дороги автомобилей без принятых техническим регламентом систем безопасности. А все потому, что очень многие импортеры захотят воспользоваться образовавшейся в законодательстве лазейкой и перейдут на поставки автомобилей по схеме малых партий. И в этом случае систему ЭРА-ГЛОНАСС на них можно будет не устанавливать.
Вносить изменения в существующее законодательство считают нецелесообразным не только в Минпромторге, но и в ряде других ведомств. Министерство экономики, например, недавно заявило, что позиция по вопросу установки системы ЭРА-ГЛОНАСС на автомобили сегмента люкс пока не сформирована, а в МВД и вовсе завили, что автомобили, поставляемые на наш рынок малыми партиями, в большинстве своем имеют мощные двигатели, что побуждает их владельцев к быстрому агрессивному вождению. Соответственно и актуальность систем безопасности на подобного рода автомобилях возрастает многократно. А учитывая изначально высокую стоимость автомобилей класса люкс, установка системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС не должна привести к их серьезному подорожанию.
Теоретически это действительно так, но на практике ситуация выглядит несколько иначе. Импортер Ferrari и ряда других люксовых брендов приводит следующие цифры. Для внедрения системы ЭРА-ГЛОНАСС в ходе краш-тестов придется уничтожить два автомобиля. А если учесть, что в год продается порядка десяти Ferrari одной модели, то выходит, что стоимость каждого проданного автомобиля придется увеличить примерно на 5 миллионов рублей. Даже по меркам люкс-сегмента цифра кажется впечатляющей. Как итог – импортеры скорее откажутся от поставок, поскольку в нынешних условиях сработать прибыльно и предложить покупателям адекватный ценник просто не получится. На рынке останутся лишь некоторые марки, которые будут работать скорее ради поддержания своего имиджа.
Так что вполне вероятно, что очень скоро наш рынок покинет Mercedes Benz Maybach S Class, который в прошлом году разошелся тиражом в 1157 экземпляров. Такая же участь наверняка ждет марки Rolls Royce (143 проданных в 2015 году автомобиля) и Maserati (77 автомобилей). Что касается Ferrari, Aston Martin и Lamborghini, то их в прошлом году было продано еще меньше. Соответственно и сертификация по нынешним требованиям технического регламента ударит по этим брендам еще сильнее.
Впрочем, есть среди импортеров люксовых автомобилей и те, кто считает систему ЭРА-ГЛОНАСС полезной и необходимой. Так в Volkswagen Group на днях заявили, что препятствовать сертификации и установке на свои автомобили системы безопасности они не будут. В результате ЭРА-ГЛОНАСС будет устанавливаться даже на роскошный кроссовер Bentley Bentayga. Однако и представители немецкого концерна дали понять, что принятая на данный момент процедура сертификации чрезвычайно дорога и может негативно повлиять на рентабельность продаж малых партий автомобилей. В связи с этим в Volkswagen Group предлагают пусть и не отказаться от сертификации вообще, но взять за основу систему eCall, действующую в Европе. Она позволяет избежать сертификации автомобилям, объемы продаж которых не превышают одной тысячи в год.
Услышат ли эти просьбы и предложения в профильных министерствах – большой вопрос. Если нет, то у импортеров остается единственный шанс – попытаться найти лоббистов своих интересов непосредственно в Белом доме. Пока же очевидно лишь то, что отдавать российский рынок без боя производили люксовых авто не станут.
Автор: Макар Орлов