Ни для кого не секрет, что финансовое состояние АвтоВАЗа в последние годы оставляло желать лучшего. Крупнейший российский автомобильный производитель хоть и вывел на рынок несколько моделей, однако параллельно с этим вынужден был сократить персонал, а оставшихся работников перевести в режим работы с неполной занятостью. Однако, как заявил глава Министерства труда и социальной защиты Максим Топилин, ситуация на АвтоВАЗе постепенно нормализуется.
Сдвиги в положительную сторону чиновник заметил после личной встречи с новым президентом АвтоВАЗа Николя Мором. Именно последнему удалось убедить Топилина в том, что уже в ближайшем будущем завод вернется к пятидневной рабочей неделе. Это в свою очередь может служить некой гарантией стабильного и относительно высокого уровня оплаты труда, а соответственно, и того, что высококвалифицированные кадры не уйдут с АвтоВАЗа в поисках большей зарплаты. Касается это и топ-менеджеров, зарплату которых Николя Мор и вовсе заморозил. Остальным же сотрудникам АвтоВАЗа с 1 июля оклады будут повышены. Соответствующее решение было принято после встречи руководства предприятия и первичной профсоюзной организацией АвтоВАЗа. Повысятся оклады рабочих, впрочем, не так уж значительно – всего на 6%. Однако и это можно считать неплохим результатом, поскольку, как рассказал журналистам Николя Мор, изначально планировалось повысить оклады еще меньше.
Несмотря на то, что последние новости с АвтоВАЗа хочется расценивать исключительно как «свет в конце тоннеля», многие специалисты посчитали все происходящее не более чем «пиром во время чумы». Никто не скрывает, что бывший президент АвтоВАЗа Бу Андерссон не смог или не захотел вникнуть в русский менталитет, что только ускорило его уход. Новый же президент выбрал для себя абсолютно иную стратегию: Николя Мор тут же пошел на контакт с российскими чиновниками самого различного уровня в попытке найти взаимопонимание и поддержку от властей. Не исключено, что именно по этой причине Максим Топилин увидел признаки улучшения на отечественном автомобильном гиганте. Чиновника не смутило даже то, что большая часть производственных линий работает четыре дня в неделю, а часть из них и вовсе задействованы всего три дня.
Что касается 6-процентного повышения окладов, то это пусть и положительный сдвиг, но коренным образом сложившуюся тяжелую ситуацию он не меняет. Зарплаты рабочих, которые заняты на производстве по 3-4 дня, упали очень сильно, так что небольшая прибавка значительно их финансовое положение все равно не улучшит. А вот стать к Николя Мору более толерантным наверняка заставит многих. Для нового президента это крайне важно, поскольку массовые сокращения, которые были начаты на АвтоВАЗе еще при Бу Андерссоне, наверняка придется продолжить.
Даже профсоюзы не отрицают, что приказ о сокращении работников уже готовится. И цифры, фигурирующие в нем, шокируют. К концу этого года на АвтоВАЗе должно остаться 26 тысяч работников, а это означает, что под сокращение должны попасть около 18 тысяч пока еще занятых на производстве сотрудников. Естественно, что уволенным будет выплачено пять средних зарплат, но надолго этих денег не хватит. А быстро найти новую работу при таком высоком уровне безработицы большинство просто не сможет. В какой-то степени сгладить напряженную ситуацию должны 203,5 миллиона рублей, которые Самарская область получит в этом году на осуществление программ, которые должны снизить напряженность на рынке труда. Часть из этих денег будет потрачена на обеспечение временной занятости части сотрудников АвтоВАЗа, еще какая-то сумма пойдет на профессиональное обучение и переобучение работников.
Другое дело, что без существенного увеличения объемов продаж все эти меры в лучшем случае дадут краткосрочный эффект. И проблема в том, что предпосылок к росту спроса на продукцию АвтоВАЗа пока нет. Скорее наоборот – мало того, что спрос на недавно появившиеся модели оказался ниже запланированного, так он еще и имеет все тенденции к снижению. Судить об этом можно хотя бы по тому, что буквально несколько дней назад АвтоВАЗ, не особо афишируя, приостановил продажи хэтчбека Lada X-RAY с 1,6-литровым двигателем мощностью 110 лошадиных сил, позаимствованным у альянса Renault-Nissan. Теоретически можно предположить, что на подобный шаг «вазовцы» пошли для того, чтобы увеличить степень локализации модели и заодно избавить потенциальных покупателей X-RAY от мук выбора, но вносить столь серьезные изменения в моторную гамму спустя несколько месяцев после дебюта автомобиля как минимум странно. К тому же средства и время, что были потрачены на доводку 110-сильных X-RAY, уже не вернешь.
Возможно, улучшить ситуацию на АвтоВАЗе смогут вовсе не Vesta и X-RAY, а сверхдешевый компактный кроссовер. Такой у альянса Renault-Nissan уже есть – дебютировавший в прошлом году в Индии Renault Kwid. Недаром Николя Мор уже успел заявить, что адаптированный для наших условий Kwid, или похожий на него автомобиль, вполне мог бы прижиться и в России. И это несмотря на то, что в краш-тестах Global NCAP Kwid выступил крайне неудачно и не получил ни одной звезды. По всей видимости, покупатели в данном случае должны закрыть глаза на архаичную конструкцию и крайне низкий для современных автомобилей уровень безопасности, а выбрать Renault Kwid, который, естественно, в нашей стране будет продаваться под эмблемой Lada, за низкую стоимость. А она действительно низкая – в пересчете на наши деньги базовая версия Renault Kwid на индийском рынке оценивается всего в 260 тысяч рублей.
Но все это лишь планы. Суждено ли им сбыться – покажет время. Оно же покажет, правы ли были Николя Мор и Максим Топилин, увидевшие в это непростое для АвтоВАЗа время свет в конце тоннеля.
Макар Орлов