Компенсирование ущерба по ОСАГО в виде ремонта автомобиля – комплекс мер для более прозрачного осуществления данной процедуры по поручению Владимира Путина правительство и Центробанк должны разработать уже до 1 октября этого года. К острой теме возмещения по ОСАГО заставила вернуться недавняя прямая линия с президентом, в ходе которой была высказана идея о том, что систему обязательного страхования не только можно, но и нужно совершенствовать дальше.
Доступное и в настоящий момент натуральное возмещение ущерба на практике практически не применяется. Подавляющее большинство автолюбителей предпочитают денежные выплаты. И во многом, как считает глава ЦБ Эльвира Набиуллина, такая ситуация сложилась из-за наличия огромного числа посредников между потерпевшим и страховой компанией, каждый из которых хочет откусить свой кусок «пирога». Обычному же автолюбителю нужен в первую очередь отремонтированный автомобиль, а не масса бюрократических процедур. И именно в этой области Центробанк должен провести основную работу. По словам главы ЦБ, активная замена денежных выплат непосредственно ремонтом автомобиля должна быть начата только в случае уверенности в том, что права автолюбителей будут полностью защищены.
О том, насколько большая часть выплат по ОСАГО уходит к посредникам, красноречиво говорят цифры, приведенные директором Российского союза автостраховщиков Сергеем Уфимцевым. В среднем страховщики по каждому страховому случаю по ОСАГО имеют убыток в размере 56 тысяч рублей. Если же дело доходит до суда, то выплаты существенно увеличиваются, вот только автовладельцы на руки в среднем получают уже 48 тысяч рублей. При этом у посредников остается 28 тысяч рублей. В результате за 2015 год на долю так называемых автоюристов пришлось 14% всех выплат по ОСАГО. Мало того – в структуре средств, что были взысканы через суд, 43% занимают оплата экспертиз и услуг посредников, то есть нестраховые выплаты. Теоретически все эти деньги могли получить автовладельцы.
С несколько иной стороны на проблему выплат по ОСАГО предлагают взглянуть эксперты. Ни для кого не секрет, что сейчас автолюбители редко выбирают ремонт автомобиля в качестве формы компенсации ущерба из-за того, что при ремонте старого автомобиля им приходится доплачивать и собственные деньги за так называемый износ по запасным частям. Впрочем, Российский союз автостраховщиков уже выступил с заявлением о готовности пойти на уступки. По словам главы организации Евгения Уфимцева, обойтись без учета износа транспортного средства при определенных условиях можно. Другое дело, что спрогнозировать истинную убыточность выплат по ОСАГО по новым правилам пока практически невозможно. Несомненный плюс в замене денежных выплат ремонтом скорее в том, что многим недобросовестным автоюристам придется приостановить свою деятельность.
С другой стороны, и пропагандируемая сейчас натуральная форма возмещения таит в себе немало опасностей. Ремонт может быть сделан некачественно – и это, как считает вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов, должно стать ключевым фактором при рассмотрении замены денежных выплат по ОСАГО натуральной формой возмещения ущерба. Нетрудно догадаться, что страховые копании при выборе автосервиса будут прежде всего ориентироваться на стоимость выполнения работ, а уже потом оценивать качество их выполнения. И в этом случае изначально благая идея отказа от денежных выплат по ОСАГО может привести к волне негодования со стороны автолюбителей, недовольных качеством проведенных работ. Кроме этого сложившаяся ситуация скорее приведет не к исчезновению автоюристов, с которыми так долго борются страховщики, а к росту численности компаний, оказывающих подобного рода услуги. Юристы будут добиваться признания проведенных ремонтов некачественными, защищая тем самым права автолюбителей.
Одним словом – единственного верного решения относительно формы выплат по ОСАГО у ответственных органов пока нет. Равно как и нет прозрачного механизма реализации уже предложенных идей. Пока же Российский союз автосраховщиков решил сосредоточиться на малом и активизировать борьбу с мошенничеством. Для этого уже с 1 июля полисы ОСАГО поменяют свой цвет с зеленого на розовый и обзаведутся QR-кодом, по которому можно будет узнать все данные о водителе. Все это должно позволить существенно снизить количество находящихся в обороте поддельных полисов. А таких, по оценкам экспертов, сейчас насчитывается порядка одного миллиона экземпляров, что составляет 2,5% от общего числа выданных полисов.
Хотя не исключено, что после внедрения всех новшеств количество поддельных полисов возрастет
несмотря на все старания Российского союза автосраховщиков. В случае же продолжения активной борьбы с мошенничеством автолюбители просто откажутся от страхования. И если, как утверждает глава фирмы «Главстрахконтроль» Николай Тюрников, в прошлом году после повышения тарифов от ОСАГО отказались порядка 7 миллионов человек, то в случае законодательного установления приоритета ремонта над денежными выплатами систему ОСАГО могут покинуть еще от 10 до 20 миллионов человек. В результате может получиться ситуация, когда система ОСАГО есть, а людей в ней нет.
Автор: Илья Соколов