Генератор является одним из самых важных элементов в конструкции двигателя автомобиля. Без него невозможно эксплуатировать машину в нормальном режиме. Генератор работает в тесной связке с аккумулятором, постоянно обеспечивая ему необходимую зарядку, когда двигатель находится в заведённом состоянии. При неисправностях генератора вся нагрузка по электроснабжению ложится на аккумуляторную батарею, вследствие чего она достаточно быстро полностью разряжается. Из-за недостаточной мощности электрического тока в камере сгорания происходит неполное воспламенение топлива, часть топливной смеси попадает в коллектор выхлопной трубы, в итоге, двигатель начинает работать с перебоями, и, в конце концов, глохнет окончательно, не в силах справится с такими нагрузками.
Когда генератор начинает «барахлить», то, как правило, на панели приборов автомобиля загорается тревожный значок «нет заряда аккумулятора». Часто вместе с ним сигнализирует неисправность и лампочка с пиктограммой «перегрев катализатора», давая понять, что в выхлопную систему попадает несгоревшее топливо, из-за которого происходит сильный нагрев коллектора глушителя, в котором и находится каталитический нейтрализатор отработанных газов.
Если это вдруг случилось, необходимо как можно быстрее остановить движение автомобиля и заглянуть под капот. Нередко причиной становится обрыв ремня генератора. В данном случае продолжать движение можно с большой осторожностью и только на небольшие расстояния до 5 км, иначе двигатель может «закипеть» от недостатка охлаждения, которое ему обеспечивает электровентилятор. Лучше всего вызвать техпомощь или попробовать поменять ремень генератора самостоятельно, если вы разбираетесь в устройстве автомобилей. Чтобы такого не допустить, периодически проверяйте состояние ремня и его натяжение. Если на ремне появились трещины, заусенцы, стерлись дорожки, необходимо срочно его менять, иначе последствия могут быть тяжелыми. В крайнем случае, временно его можно обработать специальным средством для ухода за ремнями и другими резиновыми изделиями.
Если ремень генератора в порядке, а тревожные лампочки горят, то дело приобретает более серьезный оборот. В первую очередь необходимо проверить предохранитель, ответственный за генератор. В случае необходимости предохранитель можно поменять, или же хотя бы замкнуть его подходящей проволочкой, если он перегорел. Если это не решило проблему, нужно измерить напряжение, которое выдает генератор. Нормально работающий генератор должен давать не менее 14 вольт. Бывали случаи, когда машины доезжали до пункта назначения с генератором, вырабатывающим не более 7 вольт, но это грозит загрязнением топливной системы и выходом из строя свечей зажигания. Двигатель в таком случае будет сильно «лихорадить» и трясти от недостатка нормальной топливной смеси. Не всегда под рукой есть тестер, поэтому можно проверить работает ли генератор с помощью аккумулятора. На работающем двигателе скиньте провода с клеммы батареи. Если машина заглохла, то это значит, что генератор не дает нужное напряжение либо вообще не функционирует. При наличии исправного генератора двигатель в этом случае не заглохнет, а будет продолжать работать, до тех пор, естественно, пока вы его не заглушите. Если дело в аккумуляторе, то глушить мотор не рекомендуется. Особенно если вы находитесь где-нибудь на загородной пустой трассе, где будет сложно дождаться подмоги и «прикурить» свою машину.
Если все же вы «встали» окончательно и машина не заводится, то вызывайте техпомощь. Тут все зависит от конкретных условий окружающей среды, времени года и суток. В полевых условиях будет почти невозможно отремонтировать генератор. Если у вас хороший, новый аккумулятор, то вы сможете еще проехать какое-то расстояние, пока он совсем не «умрет». В этом случае во время движения отключите все потребители энергии, включая кондиционер, печку, радио, магнитолу, фары. Если беда застала врасплох ночью, то лучше переждать или сразу вызывать подмогу. Конечно, потом можно просить помощи у проезжающих автомобилей и периодически «прикуриваться», но полностью это проблему не решит, особенно если ехать вам еще далеко, да и аккумулятор потом придется выбросить.
Когда вам все-таки удастся удачно добраться до гаража, то можно попробовать самостоятельно разобраться с неисправностью генератора, не обращаясь на СТО. Для начала генератор необходимо снять. Отцепите два контактных провода и приступайте к демонтажу. На большинстве автомобилей для этого достаточно ослабить болт натяжителя ремня, который находится обычно под генератором, открутить поперечный нижний болт и выкрутить верхний болт, удерживающий его на месте. В некоторых моделях авто может быть придется еще дополнительно снять бачок стеклоомывателя, мешающий извлечению болта из крепежных «ушей». В других, возможно, будет необходимо демонтировать еще какое-нибудь навесное оборудование двигателя, чтобы открыть доступ к генератору. Запомните, болт натяжителя нужно только ослабить, чтобы без проблем снять ремень с ролика, не нужно его выкручивать полностью, если он конструктивно не мешает снятию генератора. Чтобы это понять, достаточно ощупать место фиксации болта либо использовать специальное зеркало.
Далее снимите верхнюю крышку генератора со стороны контактного гнезда. Для этого нужно открутить несколько гаек. После этого вы увидите диодный мост, терморегулятор и несколько концов обмотки генератора. Открутите диодный мост, отцепите от него контактные концы обмотки, снимите крепление щеток. Первое, на что следует обратить внимание – графитные щетки. Очень часто именно они приводят к неисправности генератора, поскольку со временем могут стачиваться и не обеспечивать нужный контакт с медными кольцами на центральном валу генератора. Также проверьте глубину выработки на медном кольце в местах соприкосновения со щетками. Если щетки сточены, а на медном кольце образовалась глубокая выработка, то их стоит поменять.
Также необходимо будет тестером «прозвонить» все контактные концы обмотки, терморегулятора и диодный мост. Если щетки и медные кольца еще не столь плохи, то дело может быть в перегоревшей обмотке, диодах или терморегуляторе. Выяснив, какая из этих частей не «прозванивается», вы установите причину неисправности. Дальше все зависит от ваших предпочтений. Если вы сможете найти запчасти, то можно отремонтировать генератор самому, либо обратится на СТО, специализирующееся на электрике. В любом случае, знания, добытые опытным путем, помогут вам в дальнейшем и оградят от обмана и фальсификаций у сомнительных ремонтников, пользующихся незнанием и доверием клиентов.
Удачи вам на дорогах!