Выбор домкрата
Автолюбители порой попадают в неловкую ситуацию с выбором домкрата, т.к. в современных реалиях все не так однозначно, как раньше. Ещё несколько десятков лет назад выбор был предельно ограничен: для каждой машины предусматривался штатный домкрат, который и использовался на протяжении всего срока её работы. В крайних случаях, он заменялся на такой же. Связано это было с различным построением верхней части домкрата, т.к. в "Москвичах" и "Жигулях" оборудовались фирменные поддомкратники, в которые и вставлялся домкрат механический. Были, конечно, и домкраты гидравлические, но их надежность ввиду отсутствия поддомкратника была спорной и использовались они гораздо реже.
Сейчас же ситуация совсем иная. Петли, в которые вставляется домкрат, давно ушли в прошлое и встречаются только на старых советских машинах. В новых же автомобилях конкретного места под домкрат не выделено, поэтому любой домкрат подойдет к совершенно любому автомобилю. Естественно, нужно соблюдать при этом нормы, о чем мы и будем говорить.
Многочисленные советы друзей, информация с автомобильных форумов и статьи в интернете о том, какой домкрат автомобильный лучше, подтверждают давно известный факт: сколько людей, столько и мнений. Каждый твердит свою идею:
- кому-то нравится домкрат подкатной гидравлический за простоту работы, поэтому он использует его в гараже для выполнения работ с автомобилем;
- есть люди, которые предпочитают домкрат ромбический, т.к. это универсальное решение на все случаи жизни;
- опытные автовладельцы, у которых в гараже накопился приличный набор инструментов, могут рассказать, как сделать домкрат своими руками;
- кто-то предпочитает пневматический домкрат, объясняя это минимальными усилиями при работе и так далее.
Таких советов можно услышать десятки, если не сотни. Виды домкратов сильно отличаются друг от друга по целям применения и техническим возможностям, поэтому ничего, кроме путаницы в голове, от советов других людей вы не получите. Нужно просто разобраться в устройстве домкрата и определить его назначение. Тогда вы точно будете знать, какое устройство вам понадобится для проведения ремонта и сможете легко его выбрать среди десятков других вариантов.
Определение массы автомобиля
Самый главный критерий выбора домкрата, который не зависит от типа устройства, это масса груза, который планируется поднимать. У каждого прибора есть определенное ограничение, превышать которое ни в коем случае нельзя. Самодельные домкраты подвержены этому больше, т.к. изготовитель точно не знает возможности изготовленного устройства и никак не может провести исследования для их определения. Превышение допустимой нагрузки может привести к серьезным последствиям: в лучшем случае, сломается само устройство, а в худшем - повредится автомобиль или части тела человека, выполняющего ремонт.
Есть и другая сторона медали. Домкрат винтовой или гидравлический, рассчитанный на большой вес, может просто не влезть по автомобиль из-за низкого клиренса. Поэтому и важно соблюдать баланс между соблюдением техники безопасности и размерами автомобиля. Нужно учитывать, что подъем домкратом будет выполняться явно непустого автомобиля. Допустим, вес самой машины 1.4 тонны. В багажнике точно найдется место запаске, огнетушителю, набору ключей и парочке вещей. В итоге, масса повышается до 1.5 тонн. И это ещё пустой автомобиль, который может перевозить до 500 килограмм груза.
Купить домкрат для легковой машины
В комплекте со всеми легковыми автомобилями изготовители предоставляют ромбический винтовой домкрат, цена которого совсем не велика, а возможности универсальны. Слишком массивные устройства такого типа брать смысла нет, вполне хватит запаса в 500-600 кг от массы снаряженного автомобиля. Обычно приобретают домкрат 2т, ведь масса современных легковых автомобилей редко превышает 1.5 тонны.
Хороший вариант для гаражного использования - домкрат подкатной. Это устройство позволит не переживать за сохранность автомобиля и своих рук, т.к. вероятность "соскока" машины минимальна. Более того, если купить домкрат подкатной, вы забудете про вопрос "Где домкрат ставить?" за счет того, что широкая платформа гарантирует правильное расположение устройства.
Подбор домкрата для внедорожника и джипа
С внедорожниками ситуация несколько иная. Отзывы автовладельцев зависят прямо от того, в каких условиях используется машина. Если в основном планируется перемещение в черте города, то вполне хватит бутылочного домкрата, который работает на гидравлике. Он надежен и максимально прост в использовании, а также требует минимум усилий для подъема тяжелого автомобиля. Следует учитывать, что вне зависимости от типа домкрата, его грузоподъемность должна превышать массу снаряженного автомобиля на 1-1.5 тонн. Связано это с возможностями внедорожников для перевозки грузов, которые куда обширнее, чем у легковых автомобилей.
Для гаражных работ больше подойдет подкатной домкрат, о преимуществах которого говорилось выше. А вот для поездок по бездорожью нужно иметь один из двух видов устройств: либо надувной, либо реечный домкрат. Последний позволяет поднимать тяжелые автомобили на огромную высоту, что эффективно при преодолении ям и "выкапывании" внедорожника из грязи. Домкрат надувной пригодится в таких же случаях, но принцип его работы основан на нагнетании воздуха в специальную подушку. Это актуально в случаях, когда твердый грунт отсутствует, за счет большой площади опоры. Но такой домкрат требует дополнительного источника сжатого воздуха, которым часто выступает выхлопная труба машины.
Решение для грузовика
У водителей фур и грузовых автомобилей своя головная боль: машины весят очень много, поэтому домкрат должен быть рассчитан на огромную грузоподъемность. Тут необходимый вес определяется суммой массы автомобиля и максимального веса груза, который он может увезти. Например, рядовой КАМАЗ весит 8-10 тонн, а груза он может увезти до 15 тонн. Домкрат с грузоподъемностью в 25 тонн станет тем решением, которое сможет поднять автомобиль в любом состоянии.
Требуемая высота подъема
Немаловажный фактор при выборе домкрата – высота подъема автомобиля. Преимущественное большинство устройств может поднимать машину на 30-50 см, чего хватает для замены колеса или минимального ремонта нижней части автомобиля. Большую высоту обеспечивает реечный и пневматический домкрат, но их применение оправдано только в конкретных случаях. Они могут поднять автомобиль на 60-100 см над уровнем земли, но в городских условиях смысла в этом нет. Зато на бездорожье их преимущества неоценимы: если внедорожник увяз в грязи и никак не может оттуда выбраться, реечный телескопический домкрат сможет «выковырять» его оттуда. А пневматический пригодится в случае отсутствия твердого грунта, т.к. площадь его опоры достаточно велика и автомобиль, в конечном итоге, будет изъят из грязи и поставлен на колеса.
Определение высоты подхвата
Этот критерий является определяющим для большинства современных автомобилей. Он показывает, с какой высоты будет осуществляться подъем. Сейчас это особенно актуально, т.к. многие производители стремятся уменьшить клиренс автомобиля в погоне за обтекаемостью машин и снижением расхода топлива. Купить домкрат можно и с высотой подхвата в 6 см, и с размером более 20 см. Последние варианты больше подходят для внедорожников, т.к. расстояние от земли до корпуса у них на порядок выше, да и требуемая высота подъема из-за этого тоже увеличена.
Для автомобилей с увеличенным дорожным просветом выбор домкратов ограничивается разве что их фантазией и ценой. Достаточно взглянуть на фото таких машин, чтобы понять – им подходят и бутылочные, и ромбовидные, и реечные домкраты. Другое дело – легковые автомобили с клиренсом до 150 мм. Здесь подобрать домкрат не так-то просто и предпочтение отдается небольшим гидравлическим устройствам или штатным винтовым агрегатам. Они могут работать уже на высоте 6-10 см, чего обычно хватает «с головой».
Минимальную высоту подхвата обеспечивают зацепные домкраты. Чаще всего они применяются для извлечения автомобиля из снега (видео с примерами в интернете более чем достаточно), песка или грязи. Такие устройства отличаются большим рабочим ходом, то есть могут поднимать автомобиль на большую высоту. За счет этого их можно применять для различных автомобилей и в самых разнообразных условиях.
Выяснение типа привода
Все типы были рассмотрены выше, но стоит определить их систему, чтобы не путаться в выборе.
- Механические домкраты осуществляют подъем за счет приложения силы к рукоятке. Это может быть нажим, как в случае зацепных или реечных домкратов, так и вращение, что актуально для винтовых устройств. За счет небольшой цены и компактности такие устройства отлично подходят для разового использования в дороге. Но в гараже применять их нецелесообразно, т.к. работа требует немалых физических усилий.
- Гидравлические домкраты объединяют в себе все устройства, которые работают на основе давления рабочей жидкости. Эти устройства компактны и удобны в работе, а в случае с подкатными домкратами ещё и крайне функциональны. Они требуют минимальных усилий для подъема даже очень тяжелых машин, а всю работу за человека выполняет гидравлика. Компактные агрегаты позволяют быстро осуществить замену колеса даже хрупкой девушке, а вот более серьезные модели используются на станциях техобслуживания.
- Пневматические домкраты работают от источника сжатого воздуха. В мастерских это может быть пневмосеть, а в полевых условиях – газовый баллон или выхлопная труба машины. По мере наполнения камеры воздухом она увеличивается и поднимает автомобиль как воздушная подушка. Преимущество данного вида в минимальных трудозатратах и быстром подъеме, а вот недостаток – в необходимости наличия внешнего источника воздуха.
Решить, какой вид подходит вам больше, совсем несложно. Если устройство покупается «на всякий случай», то это должен быть либо механический, либо простенький гидравлический аппарат. В более дорогостоящих просто нет смысла, т.к. вы переплачиваете за «мертвые» возможности, которыми вряд ли воспользуетесь. Для людей, которые собираются постоянно заниматься ремонтом автомобилей или организовывают свой сервисный центр, нужен пневматический или гидравлический подкатной домкрат. С ними мастеру не придется тратить кучу сил на подъем автомобиля, и он сможет выполнять свою работу более качественно.
Марка – немаловажный фактор
Это последняя стадия выбора домкрата для автомобиля. Здесь нужно выяснить, почему устройства так сильно различаются по цене и какие факторы на это влияют. Преимущества фирменных домкратов не всегда очевидны. Да, покупатель получает гарантию качества и может быть уверен, что заявленные характеристики устройства точно соответствуют действительности. Да, такие устройства проходят тестирование и изготавливаются из качественных материалов, которые отработают вам верой и правдой не один год. Но с другой стороны, за это приходится переплачивать крупную сумму денег, которую многим жаль отдавать.
Поэтому люди идут на рынок и покупают безымянные домкраты, о производителях которых никто не слышал. Эта экономия редко оказывается действенной: фирменные устройства работают много лет, а вот более дешевые копии могут сломаться уже через пару раз использования. Причины могут быть самыми различными: резьба на винтовых домкратах просто срывается, рама на реечных может гнуться, пневматические домкраты изготавливаются из низкокачественного материала, а гидравлические устройства могут подтекать по гайке.
На практике оказывается, что лучше купить качественный домкрат и переплатить за него, но быть уверенным в его качестве. Тем более, что сейчас представлено множество вариантов неплохого качества, цена на которые начинается с нескольких сотен рублей. Любой желающий сможет подобрать себе подходящий по цене и возможностям вариант.