Этот вопрос далеко не праздный. Ведь инспекторы ДПС, исходя из того, как себя ведет водитель, предполагают, как с ним необходимо обращаться. Здесь, несомненно, есть очень серьезный психологический момент.
Если вы встанете с водительского кресла и тут же помчитесь навстречу инспектору – это будет давать ему преимущества, так как здесь будет приниматься во внимание ваше заискивающее поведение.
Если вы станете дожидаться инспектора в машине – это уже плюс в вашу пользу. Но это может заронить у инспектора подозрение, что вы сознательно не покидаете автомобиль по причине наличия у вас какого-либо нарушения. Поэтому далее может последовать ряд вопросов, через которые инспектор постарается определиться, как ему поступить дальше.
Следующий шаг очень важен. Когда вы остались в машине, инспектор может вас попросить выйти из нее. Существует специальный документ, определяющий права и обязанности сторон в этом случае. Это Приказ № 185. В нем, в п.70, указывается, при каких обстоятельствах водителю может быть предложено выйти из машины.
В том случае, если вам инспектор предложил выйти, а вы вежливо отказались это сделать, за инспектором остается преимущество в вопросах, в которых напрямую заинтересован водитель.
Как показывают многочисленные жалобы, ко многим водителям инспекторы применяют такие меры, которые в дальнейшем становятся предметом судебных тяжб. И при этом в действиях инспекторов не всегда можно обнаружить явное нарушение.
Рассмотрим различные варианты событий.
Если после остановки за незначительное нарушение вас остановил инспектор, предложил выйти из машины, но вы не вышли, и составленный протокол соответствовал совершенному нарушению – инспектор поступил в рамках инструкции. Этот вариант – самый легкий.
Такой же вариант, со значительным затягиванием времени заполнения протокола, особенно если вы дали понять инспектору, что времени у вас в обрез, - это уже некоторое моральное удовольствие инспектору, ведь он чувствует себя в более выигрышном положении, т.к. вы стали от него зависимы. Вывод – не показывайте ваше нетерпение.
Если при составлении протокола инспектор включает в него не только реально имевшее место нарушение, но и, например, то, что не были пристегнуты ремни, то дальше могут быть разные последствия, причем предсказать их достаточно сложно.
Чаще всего дальше разговор происходит достаточно жесткий. А результатом может быть заполнение протокола об отказе пройти медицинское освидетельствование. То, что вам оно не предлагалось доказать будет сложно. Ведь идя на такую меру, инспектор обязательно себя подстрахует. Видя, что вы не покидаете свою машину и не можете контролировать его действия, инспектор берет первых попавшихся прохожих в понятые, они ставят подпись, доверяя словам инспектора, что вы не хотите проходить освидетельствование – и протокол готов. Скажете – фантастика? Отнюдь. Таких фактов больше, чем хотелось бы.
Поэтому не допускайте в отношении вас подобного произвола, будьте бдительны. В крайнем случае, если сначала вы отказались выйти – можно и поменять решение. Во всяком случае, необходимо внимательно относиться к действиям инспектора, не выпускать из поля зрения свои документы и действовать в любой ситуации адекватно.
Итак, зная, что вы имеете право не выходить из машины, принимайте решение, исходя из сложившейся ситуации самостоятельно. Не позволяйте ущемлять ваши права. Конечно, как не должно быть произвола, так не должно быть и нарушений. Но никто не дает права совершать произвол в ответ на совершаемые нарушения. Иначе инспектор уже становится не служащим закону, а его попирающим. В любом случае, пусть все соблюдают правила и установленный порядок.