Автомобиль врезался в поворачивающую фуру – подобного рода аварии происходят ежедневно и для автомобильной общественности не представляют никакого интереса. Другое дело, если этот автомобиль – движущийся с активированным режимом автопилота электромобиль Tesla Model S. Внимание прессы и обычных зевак в этом случае обеспечено.
Именно такая авария произошла 7 мая в штате Флорида. Белую часть фуры не удалось заметить ни водителю, который в это время находился в электромобиле, ни автопилоту Tesla Model S. И все бы ничего, но инцидентом заинтересовались американские власти, которые инициировали дальнейшее разбирательство. В ходе него Национальное агентство по безопасности движения транспорта США (NHTSA) должно выяснить истинные причины аварии и проверить другие подобные автомобили. Впрочем, еще не дожидаясь итогов расследования, многие специалисты поспешили заявить, что компании Tesla Motors стоит готовиться к масштабной отзывной компании. Так, например, глава Центра автомобильной безопасности Кларенс Дитлоу высказал уверенность в том, что автопилот должен распознавать любые ситуации на дороге. Если ему что-то мешает – будь то яркий солнечный цвет или белая окраска встречного автомобиля – то это стоит рассматривать исключительно как дефект системы. И он должен быть исправлен любой ценой. Автолюбители, выбирающие автомобили с системой автономного вождения, должны доверять ей.
В Tesla Motors считают, что оснований для отзыва электромобилей нет.
В Tesla Motors, естественно, посчитали, что смертельное ДТП, участником которого стал электромобиль Tesla Model S, не заслуживает такого внимания. И в доказательство привели весьма интересные статистические данные. Если сложить пробег всех зарегистрированных в США автомобилей, то окажется, что на американских дорогах аварии происходят в среднем каждые 151 миллион километров (приблизительно каждые 97 миллионов миль). В целом же в мире аварии происходят еще чаще – каждые 97 миллионов километров (60 миллионов миль). А вот для оборудованных автопилотом элетромобилей Tesla статистика выглядит следующим образом: авария со смертельным исходом произошла после того, как суммарный пробег выпущенных американской компанией электромобилей составил 209 миллионов километров (130 миллионов миль), что в 1,5-2 раза превышает показатели обычных автомобилей. Выходит, что Tesla Model S с системой автономного вождения куда безопаснее автомобилей, управляемых людьми. Удивительно, но на первый взгляд неопровержимые доказательства мало кого впечатлили. Судить об этом можно хотя бы по тому, что сразу после появления новости о смертельном ДТП акции Tesla Motors подешевели на 2,7%. И наверняка это не предел. Если американцам придется отозвать 25 тысяч оборудованных автопилотом электромобилей Tesla Model S, то падение, по всей видимости, продолжится.
Системы автономного вождения подводят все чаще.
Не исключено, что доводы Tesla Motors показались неубедительными хотя бы потому, что буквально несколько месяцев назад стало известно еще об одном ДТП с участием автомобиля с системой автономного вождения. В феврале этого года отличился Lexus RX450h, оснащенный системой от компании Google. Управляемый электроникой кроссовер объезжал препятствие и задел двигающийся рядом автобус, ошибочно посчитав, что его водитель должен уступить дорогу. Открещиваться от проблемы в Google не стали и свою вину частично признали, попутно внеся изменения в программное обеспечение автопилота.
Системы автономного вождения: за и против.
Инциденты с автономными автомобилями от Google и Tesla хоть и всколыхнули общественность, но к кардинальному пересмотру мнений в экспертной среде не привели. Большинство специалистов по-прежнему считают, что с ростом количества беспилотных автомобилей ДТП на дорогах станет меньше. Какой бы совершенной ни была дорожная инфраструктура и сами автомобили, но против человеческого фактора они зачастую бессильны. В случае исключения этого фактора аварийность может быть снижена практически на треть.
Несколько под иным углом на вопрос автономного вождения предлагают взглянуть ученые из Мичиганского университета. Они выяснили, что около трети водителей во время поездок на беспилотных автомобилях планируют работать, читать, смотреть телевизор. Ничего плохого в таком времяпрепровождении нет, но стоит учитывать, что параллельно с этим обладатели «беспилотников» могут почувствовать ухудшение здоровья. В ходе исследований выяснилось, что в среднем от 6 до 12% взрослых людей во время поездок на беспилотных автомобилях начинают жаловаться на укачивание разной степени тяжести. Происходит это в первую очередь из-за конфликта вестибулярного аппарата человека и той информации, что поступает в мозг при чтении книги или просмотре телепередачи. Усугубляет ситуацию и то, что контроль за передвижением, равно как и за направлением движения, отсутствует. В итоге теоретически отдохнувшие обладатели беспилотных авто будут приезжать на работу или домой далеко не в лучшем состоянии.
Благо, что бороться с этим можно. Самый простой и доступный способ – прием лекарственных препаратов, подавляющих синдромы укачивания. Но и в данном случае о пользе для организма говорить не приходится. Способ второй – сон, благодаря чему водитель просто не будет получать никакой зрительной информации, что позволит избежать конфликта с вестибулярным аппаратом. Но готовы ли вечно занятые автолюбители добровольно уснуть за рулем? Вряд ли!
Илья Соколов