Байкеров, нарушающих покой чрезмерно шумной ездой, нужно штрафовать – в этом с большинством обычных граждан солидарны и некоторые парламентарии. И если сейчас обладателя слишком шумного мотоцикла можно оштрафовать всего лишь на 500 рублей, то уже очень скоро любителям езды на мотоциклах с прямоточным глушителем, возможно, придется раскошелиться на 10 тысяч рублей. По крайней мере, именно такое наказание предлагают ввести депутаты Госдумы и уже готовят соответствующие поправки в КоАП.
Суть проблемы
Одним из инициаторов ужесточения наказания за слишком шумную езду стал зампред Госдумы по транспорту Михаил Брячак. По его словам, с открытием нового мотосезона стало очевидно, что очень многие мотоциклисты намеренно злоупотребляют нарушением звуковых норм, что создает проблемы для людей, которые нуждаются в отдыхе. Но последние по большому счету законно отстоять свои права не могут. ГИБДД может оштрафовать мотоциклистов с прямоточными глушителями разве что за эксплуатацию транспортного средства с неисправной системой выпуска отработавших газов. Но поскольку штраф в данном случае незначительный, то возможное наказание мало кого останавливает от переделки собственного мотоцикла. Исправить сложившуюся ситуацию, как считает Михаил Брячак, должна принудительная эвакуация не соответствующих требованиям ПДД мотоциклов на штрафстоянку и штраф в размере 10 тысяч рублей.
Ужесточение наказания за слишком громкую езду необходимо еще и потому, что недовольство, накапливаемое обычными гражданами, рано или поздно преодолеет критическую черту. В этом плане показательна нашумевшая история с красноярским пенсионером, который в прошлом году попытался утихомирить байкера с помощью охотничьего ружья. И таких историй по стране наверняка достаточно много. Не спасает даже то, что региональные УГИБДД по требованию местных жителей регулярно проводят спецоперации по выявлению мотоциклистов и автолюбителей, техника которых превышает установленные шумовые нормы. Мало того – еще в прошлом году Антон Кульбачевский, занимающий должность главы департамента природопользования Москвы, предложил создать в составе ГИБДД специальную шумовую службу, основной задачей которой должен был стать постоянный контроль байкеров.
Доводы депутатов
Идея Кульбачевского кажется вполне жизнеспособной хотя бы потому, что для ее реализации не требуются какие-то дорогостоящие технические приспособления. По словам заместителя гендиректора ФГУП НАМИ Дениса Загарина, сейчас в России действуют определенные ООН нормы, согласно которым уровень шума для мотоциклов не должен превышать 73-77 Дб. Мотоциклы же с прямоточными глушителями зачастую издают шум, уровень которого может превышать 100 Дб. Соответственно, для определения подобной техники инспекторам ГИБДД никаких специальных навыков не требуется. Достаточно просто останавливать запредельно громкие мотоциклы и автомобили. В крайнем случае можно воспользоваться обычным бытовым шумомером, который только подтвердит подозрения инспектора. Хотя при желании можно обойтись даже без этого: установленный прямоточный глушитель без проблем определяется визуально, что классифицируется как незаконное изменение конструкции мотоцикла.
Впрочем, даже среди депутатов хватило тех, кто отнесся к идее введения драконовских штрафов для шумных мотоциклистов скептически. Вячеслав Лысаков, например, заметил, что сейчас за проезд на красный свет (а это можно считать одним из самых опасных нарушений) автолюбителям грозит штраф в 5 тысяч рублей. Вряд ли слишком шумную езду можно считать вдвое более опасным нарушением и оценить ее в 10 тысяч рублей. Работать необходимо скорее в другом направлении – не добиваться увеличения штрафов, а сделать все возможное, чтобы наказание для нарушивших закон мотоциклистов и автолюбителей стало неотвратимым. И здесь активно включиться в работу должно в первую очередь ГИБДД, которая пока не стремится жестко пресекать все нарушения в этой области.
Мнение байкеров
А что же сами байкеры? Под несколько иным углом взглянуть на проблему слишком шумных мотоциклов предложил президент мотоклуба 77RUS Евгений Вдовенко. При общей низкой культуре на дорогах для многих байкеров громкий звук от прямоточной выхлопной системы является скорее необходимостью. Зачастую это не прихоть мотоциклистов, а способ остаться в живых. Хотя и то, что среди байкеров также есть не слишком культурные люди, равно как и в любой другой социальной группе, Евгений Вдовенко отрицать не стал. И во многом именно из-за них в последнее время между мотоциклистами и обычными гражданами разгорелось самое настоящее противостояние. Другое дело, что нормальные байкеры, как считает президент мотоклуба 77RUS, прямоточные выхлопные системы не ставят, а хулиганам на мототехнике штрафы не страшны. Большинство из них ездят без документов на достаточно дешевой технике, конфискация которой больно по карману не ударит. Да и поймать таких – задача не из легких. В результате может оказаться, что поправки в КоАП, ужесточающие наказание за превышение уровня шума, приняты будут, но тише на улицах наших городов не станет.
Илья Соколов