В последнее время в прессе и социальных сетях активно обсуждается ситуация, сложившаяся с оснащенными дополнительным оборудованием внедорожниками. В первую очередь речь идет об автомобилях с нестандартными колесами, лебедками, лифтованной подвеской и даже дополнительной оптикой. С одной стороны, такого рода тюнинг появился даже не вчера, с другой – инспекторы ГИБДД в последнее время очень активно останавливают такие автомобили и составляют протоколы о незаконном внесении изменений в конструкцию. Мало того – многие обладатели тюнингованных автомобилей сталкиваются с проблемами и при регистрации.
Естественно, что сложившееся положение вещей вызвало негодование не только обладателей тюнинговых автомобилей, но и огромного количества компаний, занимающихся продажей и обслуживанием автомобильного спецоборудования. В результате все дошло до того, что на сайте «Российской общественной инициативы» был начат сбор подписей с требованием упростить правила переоборудования автомобилей. Дальше – больше. Притесняемая сторона заявила о том, что будет просить вмешаться в ситуацию президента и депутатов Госдумы. И пусть каких-то заметных подвижек пока не произошло, но в Росстандарте уже заявили, что требования к автовладельцам тюнингованных автомобилей в ближайшем будущем могут быть пересмотрены.
Позиция ГИБДД – доработка автомобиля должна осуществляться законно.
Меж тем в ГИБДД никакой проблемы в сложившейся ситуации не видят. И уж тем более всячески открещиваются от обсуждаемых «облав гаишников», подчеркивая, что запрет на эксплуатацию автомобилей с измененной конструкцией содержится в постановлении правительства №1090, которое пока еще никто не отменял. Кроме этого в ГИБДД призвали не забывать о техрегламенте Таможенного союза, который начал действовать с 1 января 2015 года. Так что владельцы тюнингованных внедорожников ситуацию явно усугубляют. В ходе широко обсуждаемых «облав» куда чаще останавливаются автомобили с незаконно установленными ксеноновыми лампами, машины с рекламой на крыше и автобусы с самодельными «лежачими» местами.
И таких доработанных транспортных средств действительно много. По данным ГИБДД, только в Москве за пять месяцев этого года была прекращена регистрация более 600 автомобилей, конструкция которых была изменена без согласования с соответствующими органами. В регионах же, что вполне естественно, ситуация еще хуже. Хотя если не доводить дело до применения самых жестких санкций, то вполне можно отделаться и штрафом, который к тому же не такой уж большой – всего 500 рублей. Кроме этого инспектор может потребовать вернуть автомобилю первоначальный вид, а в случае отказа владельца от выполнения законных требований подвергнуть его аресту (ст. 19.3 КоАП).
Семь кругов ада, или как сделать тюнинг законным.
Кроме этого в ГИБДД считают, что владельцам тюнингованных автомобилей ничто не мешает легализовать дополнительное оборудование. Однако, как показывает практика, для простых автолюбителей длинная цепочка согласований зачастую оказывается слишком дорогой и сложной, что только подталкивает к нарушению закона. По словам директора Центра Технической экспертизы НАМИ Андрея Васильева, автолюбителям, желающим подвергнуть свой автомобиль тюнингу, сперва необходимо получить одобрение технической экспертизы и только после этого обратиться в спецсервис, который и займется переоборудованием. Последний в свою очередь должен выдать декларацию о выполненных работах, после чего обладателю уже тюнингованного автомобиля предстоит пройти техосмотр, где ему должны выдать протокол технической экспертизы новой конструкции. Только после этого в паспорт транспортного средства вносятся новые данные и автомобиль регистрируется. В результате за прохождение всех бюрократических процедур придется заплатить как минимум 9-11 тысяч рублей. И это без учета стоимости самого дополнительного оборудования и затрат на его установку.
Естественно, что более миллиона автолюбителей, которые за последние 10-15 лет в большей или меньшей степени подвергли свои автомобили тюнингу, заниматься легализацией дополнительного оборудования не будут. К тому же, на что посоветовал обратить внимание основатель офроуд-клуба «Лебедушки» Евгений Павлов, законодательно определенного перечня оборудования, которое нельзя устанавливать без согласования, до сих пор нет. Если подходить к вопросу формально, то и защиту картера на древних «Жигулях» можно объявить вне закона. Кроме этого, по словам Павлова, многие обладатели тюнингованных автомобилей просто не имеют возможности демонтировать оборудование и установить на его место штатные детали.
Еще более активную позицию заняли производители внедорожных и других аксессуаров для тюнинга автомобилей. Если в прошлом году из-за разницы курсов валют российские производители были в гораздо более выигрышном положении, чем их западные конкуренты, то теперь многие из них терпят существенные убытки. Уход же многих из них с рынка больно ударит, прежде всего, по простым автолюбителям. Ведь ни для кого не секрет, что в Сибири, Якутии или за Уралом лебедки и прочее специальное оборудование на внедорожники устанавливают вовсе не для красоты, а для того, чтобы уверенно передвигаться по не самого лучшего качества дорогам и бездорожью.
Одним словом – ситуация сложилась патовая. ГИБДД прикрывается техрегламентом Таможенного союза и иными законодательными актами; Росстандарт обещает внести изменения в техрегламент, но тут же заявляет, что на быстрое решение вопроса рассчитывать не стоит; производители оборудования терпят убытки и теряются в догадках относительно завтрашнего дня, а простые автолюбители обсуждают свои проблемы на форумах, собирают подписи, ищут спасения у президента и стараются не попадаться на глаза инспекторам.
Илья Соколов