Истории о том, как безалаберные родители оставляют своих детей в запертом автомобиле, что зачастую приводит к плачевным последствиям, появляются в прессе с завидной регулярностью. Немудрено, что свое внимание на эту проблему обратил и Владимир Путин, следствием чего стало поручение проработать возможность введения наказания за данный проступок. Впрочем, до президента многие эксперты и представители общественности также неоднократно заявляли о том, что наказание за халатное отношение к жизни и здоровью ребенка должно быть жестче.
В 2015 году уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов предложил прописать в ПДД правило, согласно которому оставлять детей младше 12 лет в закрытом автомобиле даже на несколько минут запрещается. В случае невыполнения нерадивым водителям грозил бы штраф в размере 5 тысяч или лишение прав. Аргументируя столь серьезное наказание за незначительное на первый взгляд правонарушение, Астахов предложил вспомнить случай, произошедший в Саратовской области. Годовалая девочка, оставленная на два часа в автомобиле, запуталась в ремнях и погибла. Активно в свое время обсуждалась и произошедшая в Ульяновске трагедия, когда шестилетняя девочка сама задушила себя стеклоподъемником. Можно вспомнить и про случаи в Хакасии и Калининграде. Автомобили с оставленными в них детьми скатились в воду и утонули.
Окончательно же убедить общественность и законодателей в том, что наказание за оставленных в автомобиле детей необходимо ужесточать, должен был получивший широчайший резонанс случай с Димой Яковлевым. Российский ребенок, усыновленный американцем Майлсом Харрисоном, был оставлен в автомобиле на 32-градусной жаре на девять часов. Выбраться из автомобиля ребенок так и не смог, что привело к трагедии. Впоследствии между Россией и США разгорелся огромный скандал, закончившийся принятием «закона Димы Яковлева», запрещающего американским семьям усыновлять российских детей.
Депутаты доводы Павла Астахова и пожелания президента услышали. На днях работа законодателей в этом направлении была представлена на заседании комитета Госдумы по госстроительству. Фракция ЛДПР посчитала, что 5 тысяч рублей, о которых в свое время говорил Астахов, не могут служить адекватным наказанием, и предложила увеличить штраф до 100 тысяч рублей. Еще один вариант наказания – лишение прав сроком на два года. Кроме этого, депутаты от ЛДПР заявили о необходимости введения в КоАП новой статьи «Оставление ребенка в транспортном средстве». Именно она в перспективе могла бы регулировать все вопросы по данной проблеме.
Тем не менее, несмотря на то, что про оставленных в автомобиле детей высказался сам президент, депутаты инициативу ЛДПР не поддержали. Причину этого на первый взгляд необдуманного решения объяснил первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. Запрета на оставление детей в автомобиле в ПДД пока еще нет, соответственно, при принятии предложенного ЛДПР законопроекта в КоАП пришлось бы установить ответственность за несуществующее правило. Но как только в ПДД появится соответствующий запрет, к рассмотрению вопроса можно будет вернуться.
Аналогичную процедуру, кстати, депутатам пришлось осуществить и при работе над законодательством, касающимся опасного вождения. Соответствующий термин, который к тому же по поручению Дмитрия Медведева несколько раз дорабатывался, уже внесен в ПДД, что позволит депутатам уже осенью ввести ответственность за данное нарушение. Так что пока к нерадивым родителям можно применить исключительно статью УК РФ «Оставление в опасности». В качестве наказания она предусматривает штраф в 80 тысяч рублей или лишение свободы сроком до одного года. Не стоит забывать и о статье УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Хотя в любом случае, как считает Павел Астахов, в первую очередь законодателям и общественности стоит ориентироваться не на ужесточение наказания, а на профилактику случаев оставления детей одних.
Кроме этого депутатам стоит вплотную заняться еще одним касающимся детей животрепещущим вопросом. А именно – их безопасной перевозкой. В настоящий момент ПДД обязывают перевозить не достигших 12-летнего возраста детей с применением удерживающих устройств или иных средств, которые позволяют пристегнуть ребенка штатным ремнем безопасности. С «иными средствами» депутатам как раз и предстоит разобраться. Под ними производители понимают разного рода корректоры, направляющие лямки, фиксаторы и адаптеры. И все бы ничего, но практически все эти устройства обеспечить должную защиту детям в случае ДТП попросту не в состоянии. Мало того – многие из них скорее опасны. Немудрено, что те же эксперты Российского Красного Креста и НАМИ уже давно говорят о том, что в ПДД должно быть четкое определение удерживающих устройств. Другими словами, родители должны пользоваться исключительно сертифицированными детскими креслами.
Требует пересмотра и сегодняшняя привязка к возрасту ребенка. Рост многих 12-летних детей с легкостью превышает отметку в 150 сантиметров, что ставит родителей в тупик. Правила предписывают перевозить детей в специальных креслах, но последние для детей-акселератов попросту не выпускаются. Выход прост – ввести дополнительный ориентир, которым в данном случае будет рост ребенка, параллельно отказавшись от ориентира на возраст. К тому же, как считают в ГИБДД, в случае разногласий между инспектором и родителями куда проще визуально или рулеткой определить рост ребенка, чем определить его реальный возраст.
Ну а пока суть да дело, детская смертность в нашей стране все равно без малого втрое выше, чем в западноевропейских странах. И с этим стоит бороться незамедлительно.
Илья Соколов