Залог в 30 тысяч рублей за конфискованный до решения суда автомобиль – именно такое наказание согласно новому законопроекту, внесенному недавно правительством в Госдуму, будет предусмотрено для водителей, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования или пойманных во время вождения в пьяном виде. Эта сравнительно жесткая мера, как считают в правительстве, должна оказать отрезвляющее воздействие на тех, кто склонен к вождению в состоянии алкогольного опьянения.
Сейчас же данная категория лиц зачастую чувствует себя безнаказанной. В случае отказа от прохождения медицинского освидетельствования инспектор отстраняет водителя от права управления, а автомобиль теоретически должен быть эвакуирован и помещен на штрафстоянку, после чего судьба нарушителя должна решаться в суде. На деле же выходит, что согласно нынешней редакции КоАП автомобиль пьяного водителя задерживается инспектором исключительно «до устранения причины задержания». А поскольку причина задержания, коей является вождение в пьяном виде или отказ от освидетельствования, выявляется и устраняется в момент отстранения пьяного водителя от управления собственным автомобилем, то ничто не мешает пьяному водителю усадить за руль своего автомобиля любого родственника или знакомого вписанного в ОСАГО. В этом случае законодательство просто не позволяет инспектору вызвать эвакуатор и отвезти автомобиль нарушителя на штрафстоянку.
О том, что происходит дальше, догадаться не трудно. Завершив общение с инспектором, многие нетрезвые граждане снова садятся за руль. Подтверждает это предположение и статистика, согласно которой в прошлом году за повторное пьяное вождение было задержано более 30 тысяч водителей. При этом более 400 из них были пойманы более пяти раз. Естественно, что реальное количество пьяных водителей, передвигающихся по дорогам общего пользования, больше в разы.
Именно эти неутешительные цифры заставили МВД и Минюст предложить идею, суть которой сводится к автоматической конфискации автомобиля у нетрезвых водителей. Это приведет к тому, что любители ездить в пьяном виде не смогут пользоваться своим автомобилем до тех пор, пока за него не будет внесен залог в размере 30 тысяч рублей. Кроме этого к озвученной сумме наверняка будут добавлены 3-7 тысяч рублей за услуги эвакуации. И если оплаченные в качестве залога 30 тысяч рублей в случае признания судом водителя виновным в пьяном вождении будут зачтены в качестве штрафа, то затраты на эвакуацию автомобиля автолюбителю никто возмещать не будет. Справедливо это и в том случае, если решение суда будет принято в пользу водителя. В этом случае ему будет возвращен только залог.
Впрочем, еще на стадии рассмотрения поправок к КоАП многие независимые эксперты успели весьма негативно отозваться о готовящихся нововведениях. Большинство из них высказали опасения по поводу того, что довольно большая сумма взыскивается с человека, вина которого судом еще не доказана. А президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин и вовсе высказал предположение о том, что предлагаемая мера в первую очередь направлена не на борьбу с пьяными водителями, а на пополнение бюджета. Не стоит забывать и о том, как считает адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько, что столь жесткие по отношения к автолюбителям меры могут привести к усилению взяточничества в рядах ГИБДД. Нетрезвым водителям, которым будет грозить лишение прав, штраф и затраты на эвакуацию, будут охотнее предлагать инспекторам решить вопрос полюбовно.
В противовес экспертам чиновники из МВД, Минюста и департамента транспорта Москвы говорят о том, что пусть проблема пьянства за рулем с принятием соответствующих поправок и не будет решена полностью, но для многих автолюбителей солидные финансовые затраты и необходимость осуществления ряда административных процедур станет отличной мотивацией для отказа от спиртного. В правительстве же основной акцент делают на платежной дисциплине. За те два года, которые прошли с момента введения штрафа за «пьянку», судами было назначено более 1,3 миллиона взысканий, общая сумма которых составляет 40,9 миллиарда рублей. Однако за это же время проштрафившиеся водители оплатили в бюджет только 13 миллиардов рублей. Таким образом, чуть менее 70% пойманных в нетрезвом состоянии водителей не только не оплатили свои штрафы, но и, что вполне вероятно, продолжают ездить на своих автомобилях.
В этом плане показателен пример соседней Беларуси, где еще несколько лет назад на законодательном уровне для автолюбителей, повторно пойманных в состоянии алкогольного опьянении, конфискация автомобиля была принята в качестве одного из вариантов наказания. Нечто подобное в 2012-2014 годах обсуждалось и депутатами Госдумы. Однако впоследствии от данного инструмента наказания депутаты отказались, мотивировав это тем, что конфискация автомобиля у того, кто им управляет, но не владеет, противоречит Гражданскому кодексу.
Автор: Илья Соколов