Рекордные убытки за прошедший 2015 год, составившие 74 миллиарда рублей, стали основной причиной, по которой уже бывший президент АвтоВАЗа Бу Андерссон лишился своего места. Теперь его кресло займет француз Николя Мор, который еще недавно возглавлял румынскую компанию Dacia, являющуюся частью альянса Renault-Nissan. Чего ждать от нового руководителя отечественного автомобильного гиганта? Ответ на этот вопрос сейчас волнует всех, кто неравнодушен к дальнейшей судьбе АвтоВАЗа.
Николя Мор
Широкой публике Николя Мор практически не знаком. Если Бу Андерссон попал на АвтоВАЗ уже имея за плечами обширный багаж успешных проектов, то о фрменеджере этого не скажешьанцузском менеджере этого не скажешь. Его карьера развивалась хоть и весьма стремительно, но яркой ее не назовешь. Сперва Мор работал в одном из европейских консалтинговых агентств, после чего попал в сферу производства автомобильных комплектующих. Лишь в 2000 году француз оказался в компании Renault, а компанию Dacia возглавил и вовсе пару лет назад.
Бу Андерссон
Примерно в это же время Бу Андерссон встал у руля АвтоВАЗа. Мысль о сравнении успехов и достижений двух менеджеров напрашивается сама собой, но корректного сравнения в данном случае не выйдет. Уж слишком разные точки отсчета были у Мора и Андерссона. Если первый получил в свое распоряжение вполне успешную европейскую компанию с сформированным модельным рядом и оптимальной численностью занятого персонала, то про Андерссона такого не скажешь. Немудрено, что при Море каких-то глобальных изменений в Dacia не произошло. Да и не ставилась перед французом такая задача.
С Бу Андерссоном все было иначе. Вывести на рынок новые модели, повысить производительность труда, улучшить качество выпускаемых автомобилей – это лишь немногие задачи, которые пришлось решать шведскому топ-менеджеру. И он с ними справился. Именно при Андерссоне на рынок вышли седан Lada Vesta и хэтчбек Lada X-RAY. Мало того – новые модели появились точно в срок и по своим потребительским свойствам оказались ничуть не хуже конкурентов. Слаженной работе огромного коллектива АвтоВАЗа не помешало даже то, что ради оптимизации численности персонала и повышения производительности труда своих рабочих мест лишилось порядка 20 тысяч человек. И пусть эта вынужденная мера популярности Андерссону не добавила, но мало кто сомневается, что даже в среднесрочной перспективе это пойдет заводу на пользу. Так что по сути единственным просчетом Андерссона стало его желание работать не с отечественными поставщиками комплектующих, а с производителями, которые уже зарекомендовали себя во время работы с альянсом Renault-Nissan. Не удивительно, что покупка заметно подорожавших за последний год иностранных автомобильных компонентов сказалась не только на конечной цене выпускаемой продукции, но и на финансовом состоянии АвтоВАЗа в целом.
Теперь налаживать прочные партнерские связи с отечественными производителями придется Николя Мору. Быстрым этот процесс явно не будет, но другого варианта у нового президента отечественного автогиганта нет. Вместе с этим Мору придется и дальше придерживаться той стратегии, что была принята при Андерссоне. А это означает, что дальнейшего снижения численности работающих на АвтоВАЗе не избежать. При этом объем выпускаемых автомобилей и их качество должны только возрастать. Надеются акционеры АвтоВАЗа и на то, что именно при Море автомобили Lada наконец-то закрепятся на других рынках. Недаром та же Dacia порядка 90% производимой продукции поставляет на экспорт. Одним словом – работы у нового президента АвтоВАЗа будет много. Справится ли он с ней или через пару лет последует очередная отставка? Время покажет.