Если провести серьезный анализ аварий, произошедших за последние годы на дорогах нашей страны, то окажется, что около четверти из них вызваны усталостью водителя. Самые же серьезные дтп происходят тогда, когда водитель банально уснул за рулем. Даже в Западной Европе, где уровень смертности на дорогах в разы ниже нашего, в «сонных» авариях погибает около 6 тысяч человек. Немудрено, что специалисты-теоретики не перестают говорить об этой проблеме, а ученые-практики пытаются найти способы, которые помогут разбудить или, что гораздо лучше, не дать уснуть уставшему водителю.
Система "Базис"
Одна из систем, призванных бороться с засыпанием за рулем, на днях была представлена на международном форуме «Технопром-2016». Ее создателями стали ученые из Новосибирского государственного технического университета, предложившие доступное, но весьма эффективное устройство. В версии «Базис» система представляет собой несколько датчиков, которые вживлены в оплетку руля. Последние в режиме реального времени получают данные о состоянии водителя, которые впоследствии отсылаются в систему управления и анализируются. Если система фиксирует сбой в организме водителя, она издает звуковой сигнал. Второй рубеж защиты – специальная лампочка, которая начнет мигать, если водитель никак не отреагирует на звук.
"Сова"
Более продвинутая система «Сова» работает по иному принципу. В ее основе – две миниатюрные камеры, следящие за зрачками водителя. В случае опасности система также подаст звуковой сигнал, предупреждающий водителя о необходимости остановиться. Кроме этого «Сова» имеет встроенную систему аэрации, что позволит ей подбадривать водителя запахами озона или мяты. Теперь дело за малым – внедрить разработанную новосибирскими учеными систему в серийные автомобили. И это не так уж сложно. Создатели «Базиса» и «Совы» утверждают, что на разработку прототипа устройства было потрачено 2 миллиона рублей. При массовом же производстве их устройство будет доступно любому желающему.
"StopSleep"
Российские ученые уже не первый раз представляют подобного рода системы. Так, например, недавно на рынке появилось кольцо StopSleep, которое также должно просигнализировать об опасности, если водитель начнет засыпать. Миниатюрный приборчик массой 60 граммов надевается на палец и может проработать без подзарядки около 15 часов. Для корректного срабатывания водителю нужно выполнить всего лишь одно условие – кольцо необходимо надеть за 3-4 минуты до начала поездки. Это позволит умному прибору считать «базовое» состояние водителя, после чего электроника будет сравнивать его с текущим. Если StopSleep через датчики, которые измеряют кожно-гальванические реакции, почувствует, что водитель устал, оно проинформирует его слабым одинарным сигналом. Это означает, что за рулем можно провести еще 1,5-2 часа. Если же кольцо издаст тройной предупреждающий сигнал, то водителю лучше начать подыскивать для себя место для ночлега: в запасе до полной «отключки» у него в лучшем случае 30-40 минут. Последний рубеж обороны – вибрация и включение красного светодиода. В этом случае обладателю кольца StopSleep, который, по мнению электроники, вот-вот уснет, следует немедленно остановиться. Другое дело, что решение об остановке автомобиля все равно принимает водитель. Снять умный прибор и продолжить движение вопреки здравому смыслу – дело десяти секунд.
"Умные текстильные материалы"
Поступить таким образом с изобретением ученых из института биомеханики Валенсии так уже не получится. Поборники безопасности из Испании создали «умные текстильные материалы», представляющие из себя сочетание обычных нитей и электропроводных волокон. А поскольку расположены они будут в ремне безопасности и обшивке водительского сиденья, то избавиться от неусыпного контроля системы, составной частью которой они являются, не получится при всем желании. В первую очередь испанское изобретение будет отслеживать частоты дыхания и пульса. И как только эти показатели снизятся, что чаще всего свидетельствует об усталости или засыпании, электроника подаст сигнал водителю. Мало того – систему можно настроить таким образом, что она будет предупреждать водителя еще до появления первых симптомов усталости. И пусть панацеей от всех неприятностей ни одна из имеющихся систем стать не может (заглушить двигатель и припарковать автомобиль должен водитель), но даже если каждая из них спасет десяток жизней, то время и деньги, затраченные на их создание, были потрачены не зря.
Макар Орлов